Европа намерена и дальше ужесточать санкционный режим в отношении России.
Так, депутаты Европарламента планируют обратиться к Евросовету с просьбой в случае отсутствия прогресса в урегулировании украинского кризиса принять дальнейшие ограничительные меры в отношении России и распространить их на энергетический сектор, а также «ограничить возможность российских организаций проводить международные финансовые транзакции», сообщает ТАСС со ссылкой на текст проекта резолюции Европарламента по ситуации на Украине.
Подробнее — в материале «Европа готовит финансовую блокаду России».
Экономист, профессор факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Максим Братерский в интервью «Актуальным комментариям» оценил возможный ущерб для российской экономики от принятия Евросоюзом новых санкций против России.
«Я не думаю, что такая инициатива Европарламента будет реализована, потому что отключение системы SWIFT — это фактически санкции на грани войны. Полагаю, что все-таки так далеко ЕС не пойдут. Что касается действия этих санкций, то необходимо признать, что они достаточно неблагоприятно скажутся на состоянии российской экономики.
Мы уже можем видеть последствие принятых ранее санкций. Самый главный механизм действия этих санкций — это ограничение на доступ к рынку капитала большинству наших госбанков и некоторым частным, то есть запрет на кредитование на более или менее долгосрочный и среднесрочный период на Западе. Это довольно болезненно отражается на российской банковской системе, поскольку нашим банкам и компаниям приходится занимать деньги в других местах на невыгодных условиях и нести убытки. Кроме того, наши крупные компании, которые все сидят на западных кредитах, сейчас накапливают валютную выручку для того, чтобы реструктурировать свои долги. По этой причине они не продают доллары на валютном рынке, а из-за этого доллар дорожает, а рубль дешевеет.
Если говорить о последствиях от ввода санкций для самого Евросоюза, то в краткосрочном плане их издержки будут не очень большими. Гораздо больше по ним бьют контрсанкции со стороны России, поскольку некоторые продовольственные рынки сейчас несут потери и немножко меньше зарабатывают на нашем рынке, чем обычно. Но их страдания довольно-таки умерены. В долгосрочном плане перспектива может быть гораздо хуже, потому что так или иначе российская финансовая система найдет какие-то другие способы — либо задействует свои ресурсы, либо будет занимать деньги на Востоке, в Гонконге, в Китае и так далее, что она уже, собственно, и делает. Европа просто потеряет наш рынок навсегда и больше здесь зарабатывать не сможет никогда.
Возвращаясь к российской экономике, я считаю, что создавать альтернативные варианты системы SWIFT в России нецелесообразно и, проще говоря, нельзя. Можно, конечно, изобрести национальную систему расчетов, которая, я так понимаю, сейчас уже то ли близка к завершению, то ли находится на стадии разработки. Но ее же надо увязывать с международными расчетами, а международные расчеты организуются через SWIFT.
Тем не менее, с моей точки зрения, систему SWIFT в России все-таки не отключат. Еще до Нового года, в ноябре или октябре, со стороны каких-то европейских политиков звучали призывы, что, мол, давайте Россию отключим от SWIFT. Но сама компания SWIFT тогда ясно дала понять, что она на поводу таких предложений не пойдет. Поэтому даже если Европарламент и проголосует за введение нового пакета санкций против России, это вовсе не означает, что они будут реализованы в ближайшем будущем».
Беседовала Елена Миронова
Свежие комментарии