Донбасс перестраивается на мирные рельсы. Все, кто не влился в вооруженные силы республик и не сдал оружие, объявлены вне закона. С какими проблемами придется столкнуться руководству Республики? Готовы ли ополченцы взяться за восстановление экономики? Как будут выстраиваться гражданские институты и правовое поле в республике?
Подробнее материале: Донбасс начинает мирное строительство
На эти и другие вопросы в интервью «Актуальным комментариям» ответил Директор Центра либерально-консервативной политики им. П.Столыпина и П.Струве Александр Казаков.
«Донбасс начинает мирное строительство. Каждый день мирного строительства в Донецкой и Луганской народных республиках все больше отдаляет их от Украины. Почему-то на Украине об этом не думают. Потому что, что такое мирное строительство? Это строительство административных, государственных, экономических, гуманитарных институтов, которые у ДНР и ЛНР, по определению, будут своими, то есть самостоятельными, не зависимыми от Киева. Поэтому с точки зрения самостоятельности или независимости Донецкой и Луганской народных республик мирный процесс играет даже наиболее значимую роль, чем война.
---Для самих республик переход на мирные рельсы не будет болезненным. То есть не таким, как он в учебниках прописан по отношению к другим конфликтам гражданским. Все-таки вооруженный конфликт с Украиной для Донецка и Луганска был с точки зрения исторических процессов непродолжительным. Это – не Ближний Восток, где новое поколение выросло с автоматами вместо игрушек.
В украинское ополчение пришли люди взрослые, состоявшиеся.
Читайте также Киеву предложен тест, считает ли он Донбасс своим
Что касается демилитаризации Донецкой и Луганской народных республик, на текущих момент эксцессов по поводу сдачи оружия практически нет: поскольку нет активной фазы боевых действий, люди нормально сдают оружие. И похоже, в средствах массовой информации несколько преувеличили количество оружия, которое находится на руках в Донецке и в Луганске.
И нормальному ходу демилитаризации способствует факт создания армии. Ополченцы, которые участвовали в боевых действиях, получили возможность просто пойти в армию или в народную милицию в Луганске. То есть они остаются с оружием, но только теперь они встраиваются в жесткую армейскую структуру со всей ее иерархией, дисциплиной и т.п. Поэтому сейчас, буквально в текущий момент проходит разделение всего ополчения на регулярную армию и людей, которые возвращаются.
---Что касается людей, которые возвращаются. Ведь не надо забывать, что ополченец, само слово, ополченец – это навсегда. Это человек, который не был военным, который взял в руки оружие для того, чтобы защитить свой дом, свою семью. При этом при любом изменении военной обстановки он должен снова взять оружие и снова пойти на защиту своего дома. В этом смысле ополченец, который уже участвовал в боевых действиях, он им остается, только при этом ведет мирную жизнь - работает, обеспечивает семью, и оружие находится у него не дома, а на армейском складе. Когда будет нужно, ему это оружие выдадут. Здесь мы можем посмотреть на пример Приднестровья. В Приднестровье все население фактически является ополчением. Только оружия у них нет, и они работают в мирных профессиях.
Поэтому я вообще не вижу никаких проблем с переходом на мирные рельсы как повестки в целом, так и ополченцев. Остается только одна проблема, в ополчение, если быть реалистами, разнородно, и наряду с патриотами, наряду с добровольцами из разных стран к ополчению прибились и люди с, мягко говоря, девиантными наклонностями. Некоторые вошли во вкус, ощутив, что автомат в руках дает власть. Сейчас как раз ведется работа по разоружению. Рассматриваются и варианты судебного преследования такого рода «ополченцев» она идет.
Можно также вспомнить, что был период, это разные и равновеликие в общей линейке руководителей ополчения люди, командиры различных самостоятельных подразделений и в Луганске, и в Донецке постепенно отошли от дел. Это очень способствует тому, что, с одной стороны, идет выстраивание регулярной самообороны, а с другой стороны, большинство ополченцев готовы вернуться в мирную жизнь. Самое главное – создать для этого условия.
Процесс не будет простым. Ни в одной стране мира, которая оказалась в состоянии гражданской войны не обходилось без проблем. Но пока мы опять же не видим таких эпизодов, которые говорят о том, что эта борьба будет не успешной. По-моему, у Донбасса все получится.
Подготовила Лина Вискушенко
Свежие комментарии