Украинские власти, на словах демонстрируя приверженность минским соглашениям, на деле откровенно их саботируют. В первую очередь это касается прямого диалога Киева с республиками в политической и экономической сферах.
Саботаж украинской стороны привел к тому, что почти через два месяца после минских договоренностей нет существенных позитивных изменений по пунктам 4, 11 и 12 комплекса мер.
Из-за постоянного откладывания решения украинской стороной так и не сформированы рабочие группы, в которых должны согласовываться конкретные предложения для реализации мер по урегулированию конфликта, одобренных лидерами России, Германии, Украины и Франции.
На самом деле Киев не хочет ни о чем договариваться. Договоренности предполагают компромиссы. Киеву не нужны компромиссы. Киев хочет только одной модальности – полной капитуляции республик Донбасса. Поэтому он и не собирается выполнять минские соглашения в их политической части.
Вместо того, чтобы начать диалог, Киев требует ввода миротворцев и созывает конституционную комиссию, скоропалительное назначение заседания которой – игра на выигрыш темпа. Формат данной комиссии не только не предполагает участия в ней представителей республик, он не предполагает даже учета их позиции по вопросам конституционной реформы и децентрализации власти.
Реакция республик вполне прогнозируема. Заявление полномочного представителя Донецка Дениса Пушилина о необходимости «приостановить обмен пленными до официального решения о персональном составе всех четырех рабочих групп по исполнению минских соглашений» – шаг вынужденный и логичный. Республика хотела бы получить механизм ликвидации «накопившихся разногласий по численности и порядку обмена удерживаемых лиц». Пушилин по сути требует выполнить пункт 6 комплекса мер.
Если нежелание Киева реализовывать политическую часть минских договоренностей будет оставаться без изменений, то нельзя исключать, что и у властей Донбасса может возникнуть похожее настроение. После откровенного обмана Киева, изменившего содержание закона об особом статусе, у республик не остается стимулов для выполнения ряда взятых обязательств.
Тем более, что диалог с Киевом республикам не так легко наладить, как кажется. Во-первых, необходимо соотнести требования Украины с результатами референдумов 11 мая и выборов 2 ноября. Как бы ни критиковались прошлогодние электоральные процедуры из-за некоторых технологических проблем, вряд ли кто-то сомневается в релевантности их результатов. Признают ли их в Киеве, не столь важно, как то, что их признают жители Донецка и Луганска. Во-вторых, в Донбассе тоже есть своя «партия войны», недовольная перемирием и готовая «идти до Киева». C ней тоже нельзя не считаться.
Не исключено, что при продолжении Порошенко и компанией нынешней тактики саботажа республики будут вынуждены без оглядки на него продолжить достраивать свою собственную политическую систему. Препятствий для этого почти нет. Депутаты в Луганске и Донецке уже призывают провести осенью муниципальные выборы. Наладить процесс возвращения Донбасса в общее политическое поле с Украиной после этого будет гораздо сложнее, чем сейчас. По всей видимости, Киев это еще не осознал.
Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков
Все статьи автора
Свежие комментарии